Немного истории

Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была извест­на еще в Древней Греции, но применение ее было довольно огра­ниченным. Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили расти­тельное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I—II векам до нашей эры.

Из истории кадок

Один из рельефов колонны Траяна. 113 год нашей эры. Сосновая бочка из Аквинкума (территория современной Венгрии).

В честь завоевания Дакии, ставшей одной из европейских про­винций римской империи, в ИЗ году в Риме была возведена 38-метровая колонна Траяна. Ее опоясывала спиральная лента с рельефными изображениями, состоящая из 23 витков. Историки нередко называют уникальный рельеф каменной энциклопедией римской жизни того периода. На нем были изображены сцены военных действий, строительство мостов и дорог, перевозка грузов по Дунаю и другие события.

Особую историческую ценность представляют тщательно выполненные изображения всевозмож­ных строений, кораблей, повозок и самых различных бытовых предметов. Удалось отыскать в этой каменной энциклопедии и изображения бондарной посуды.

Один из рельефов изображал корабль с бочкой на борту. Четыре другие бочки (видимо, при­готовленные к погрузке) лежали на берегу. Большие бочки, име­ющие вытянутую форму, использовались римлянами для пере­возки масла, вина и питьевой воды. Рельефы дали возможность судить о форме и приблизительных размерах бочек, но, разуме­ется, ничего не могли рассказать о материалах, из которых их де­лали.

Неожиданная археологическая находка на территории совре­менной Венгрии, входившей на заре нашей эры в состав север­ных европейских провинций Римской империи, словно сошла с одного из рельефов колонны. Это была большая вытянутая бочка. В средней части она имела диаметр около 1 м и длину около 2 м, ширину каждой клепки от 13 до 14 см при толщине 2 см. Прове­денный анализ показал, что клепки были сделаны из сосновой древесины.

Остатки бондарных изделий были найдены при раскопках го­родища Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII— X векам. О высоком уровне развития бондарного ремесла на Ру­си в X—XV веках стало возможным судить благодаря археоло­гическим раскопкам древнего Новгорода. Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарной посуды:обручам, клепкам и донцам. После реконструкции стало очевид­ным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках. Древние мастера в совершенстве владели искусством изготовления бочек, кадок, ведер, подойни­ков, ушатов, лоханей, шаек, жбанов, кружек и стаканов. Многие из этих видов бондарной посуды дошли до наших дней без каких-либо существенных изменений. Конструкция и форма деревян­ной посуды, найденная в глубокой древности, благодаря своей простоте, рациональности и практичности, оказалась удивительно живуча.

Вряд ли можно хотя бы приблизительно сказать: где и когда появилась бондарная посуда. Несомненно одно, что ее предшест­венницей была долбленая посуда, сделанная из целого ствола де­рева. Нет сомнения в том, что первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы — уго­тованные самой природой полые объемы. Возможно, произошло это не без подсказки животных, которые испокон веку использова­ли дуплистые деревья как надежные и теплые жилища.

Над созданием полых цилиндров природа обычно «трудится» многие годы. У деревьев, пораженных грибком, разрушаются в первую очередь сердцевина и окружающие ее старые годичные слои. Более молодая древесина, прилегающая к коре, продолжа­ет жить и развиваться, каждый год увеличиваясь еще на один слой. Постепенно труха перегнивает, оседая вниз, а стенки дупла становятся сухими и гладкими.

В древности во многих странах, в том числе и на Руси, широко было распространено бортничество. Пчеловоды-бортники примечали в лесу деревья, в дуплах которых жили пчелы, а когда наступала пора, собирали душистый целебный мед на лесных пасе­ках. Особенно славился мед-липец, извлекаемый из дуплистых стволов старых лип. Но лесные улья были неудобны тем, что часто находились далеко от жилья и отстояли на многие километры друг от друга. Да и охотников до лесного меда в лесу было хоть от­бавляй. Чтобы собрать все ульи вместе и держать их под присмот­ром, участки ствола с дуплом выпиливали и перевозили в одно место, поближе к дому. Из ульев-дуплянок постепенно образо­вывались большие пасеки. Над ульями укрепляли крышу из коры, но нередко вместо нее использовали подстриженный соломенный сноп. Когда от старого роя отделялась молодая семья, пасечник переселял ее в новое, заранее заготовленное дупло. Если готовое дупло приобрести не удавалось, то приходилось его долбить из толстой колоды самому.

Так называемые пробойные ульи в лесном краю можно было встретить повсюду. В выдолбленный цилиндр вставляли одно или два дна. Улей-долбленка с одним дном назывался наворотнем, а с двумя — стояном. Заодно из полого ствола липы, вставив в специально вырезанные пазы (уторы) донышко, мастерили посуду для хранения меда — так называе­мые дуплянки-липовики или чиляки. Дупляная и долбленая посу­да применялась также для хранения масла и всевозможных сы­пучих продуктов, таких, как мука и зерно.

Рано или поздно, но на стенках ульев и посуды появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде — был изобретен обруч. Долбленки и дуплян­ки, чтобы предотвратить растрескивание, начали стягивать все­возможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились, ставшие классическими, деревянные и металлические обручи.

Набивая обручи на дуплянку или долбленку, мастер обратил внимание на малозаметное, но очень существенное обстоятель­ство. Отпиленная от ствола дерева колода с одного края всегда была несколько толще, чем с другого. То есть, если подходить более строго, то поверхность ствола дерева не цилиндрическая, как принято считать в обиходе, а коническая. По мере удаления от корня ствол дерева постепенно сужается, превращаясь на вер­шине в тончайшую веточку. Это явление принято называть сбежи-стостью. Дети особенно остро воспринимают сбежистость де­ревьев, правда, утрируя ее. Рисуя, например, ствол березы, они сужают его к вершине так, что он становится похожим на перевернутую морковь.

Из истории бочек

Кадки-долбленки. Древний Новгород

На небольшом участке сбежистость, хотя и мало заметна, но при набивании обручей она дает о себе знать. Вскоре она стала союзником древодела, изготовляющего обруч­ную долбленую посуду. Мастер обратил внимание, что при переме­щении обруча с узкой части посуды на широкую древесные волокна сжимались с такой силой, что исчезли даже мельчайшие трещины. Чтобы усилить эффект, едва заметную конусность стали усиливать. Кадки-добленки, имеющие большую конусность, были обнаружены при раскопках древнего Новгорода.

Использование конусности посуды для прочного стягивания ее обручами — это второй крупный шаг навстречу изобретению бондарной посуды. В книге «Занимательная геометрия» Я. И. Пе-рельман пишет: «Интересно рассмотреть также вопрос: почему, собственно, бочкам придается такая неудобная для обмера фор­ма — цилиндра с выпуклыми боками? Не проще ли было изго­товить бочки строго цилиндрические? Такие цилиндрические бочки, правда, делаются, но не деревянные, а металлические (для керосина и т.п.)».

На поставленные вопросы писатель отвечает так: «Выгода та, что, набивая на бочки обручи, можно надеть их плотно и туго весьма простым приемом: надвиганием их поближе к широкой части. Тогда обруч достаточно сильно стягивает клепки, обеспе­чивая бочке необходимую прочность.

По той же причине деревянным ведрам, ушатам, чанам и т. д. придается обычно форма не цилиндра, а усеченного конуса: здесь также тугое обхватывание изделия обручами достигается простым надвиганием их на широкую часть».

Трудно сказать, как был сделан решающий шаг, который при­вел к изобретению клепок. Возможно, рассматривая дощечки, на которые рассыпалась окончательно растреснувшаяся долбленка, мастер подметил, что каждая из них имеет желобчатую форму, а боковые кромки скошены под определенным углом. И вот тот момент, когда у безымянного мастера возникла мысль изготовить такие дощечки специально, чтобы потом собрать из них деревян­ный сосуд, стянув его обручами, можно считать изобретением бондарной посуды. По значению его можно сравнить разве что с изобретением гончарного круга.

И дело не только в том, что новая технология получения деревянной емкости стала менее трудоемкой, но и еще и потому, что диаметр посуды перестал зависеть от толщины древесного ствола.